Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида - "Детский сад №51" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

       17e272db5eefbd5d93c7c7a2182449ba.jpg                Выступление старшего педагога МАДОУ №51 

                                                            

                                                     на ГМО по  технологии "ТРИЗ                                                         

                                                    Шнайдрук Елены Рудольфовны


             «Творчество с помощью ТРИЗ»

 


Основными средствами педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий. Предлагая дошкольникам эти задания, важно учитывать дидактические принципы:

1.      Свобода выбора– в любой деятельности нужно предоставить ребенку право выбора.

2.     Открытость–ребенок должен работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений.

3.     Деятельность–постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать.

4.     Обратнаясвязь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.

5.      Идеальность –творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

Порой мы хотим решить какую-либо проблему, используем, как нам кажется, многие способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то она обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей, с трубой, если газета, то бумажная…

А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного, а газет может быть телевизионной или лесной.

Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

Что же порождает психологическую инерцию, так называемые психологические барьеры:

1.      желаниене отличаться от других, быть, как все, не быть «белой вороной»;

2.     боязнь критики, боязнь показатьсяглупым, смешным;

3.     боязнь трудностей, парадоксов,противоречий;

4.     страх перед дефицитом времени;

5.     боязнь вторгнуться в «чужую»область, показаться дилетантом в ней, «зайти со своим уставом в чужой монастырь»;

6.     завышенная самооценка, излишняя самоуверенность;

7.      функциональное зрение: видеть только определенную функцию данного предмета или явления(карандаш – только для рисования, а он может быть и ручкой для флажка, иколышком и т.д.), мышление в одной плоскости.

Методы снятия психологической инерции.

Антисистема.

1.      Мы не даем терминов, а объясняем данное понятие. Термин – неотъемлемая часть знаний. Он помогает специалистам понимать друг друга, повышает эффективность ихработы. Но для изобретателя – термин – помеха, ширма для психологической инерции.

Например, мы просим детей нарисовать то, на чем можно сидеть, при этом не называем термин «стул».Или предлагаем нарисовать то, где можно жить (вместо того, чтобы называтьтермин «дом»).

2.      Начинаем вместе с детьми перечислять действия наоборот.

Например, вносим в группу хрупкий предмет (телевизор) и, вместо того, чтобы начать читать детям нотации (нельзя его трогать, включать самостоятельно, стучать по нему и т.д.),спрашиваем у детей: отчего может сломаться этот предмет? (Он может сломаться,если мы его будем неправильно включать, стучать по нему и т.д.). При этом дети сами делают выводы, как обращаться с вещью.

Эмпатия.

Эмпатия– вчувствование, вживание. Человеку надо вжиться в данный образ, войти в ролького-либо или чего-либо. При этом ребенок начинает говорить и действовать отимени этого объекта. Например, можно попросить детей описать яблоко. И вы увидите, насколько скудным будет описание.

А можно его описать с точки зрения червяка, живущего в яблоке, яблони, воробья,сидящего на яблоне и т.д. С помощью этого метода можно работать с картиной.Дети заранее определяются, кем или чем они будут на этой картине (стулом,окном, нежным цветком и т.д.).

Попробуйте  и вы увидите, насколько интереснее и увлекательнее будут рассказы ваших детей.

Изображение нестандартными средствами.

Когда нас просят нарисовать что-то на листе бумаги, мы делаем это с помощью линий,штрихов, либо мазков. А оказывается, можно изобразить тот же дом листиками,кругами, геометрическими фигурами и т.д. 

Также можно рассказать рассказ или стихотворение, которые составляются из одних существительных или одних прилагательных. Рассказ может состоять только из глаголов или междометий, из наречий или числительных. Рассказ можно изобразить рисунками (комикс), мимикой, жестами и т.д.

 

 

 

 

 

22 марта 2013 в 20:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.